📎 "Ленина лепить не буду": Как Лев Сморгон создал
120 игрушек, любимых советскими детьми.
--------⊰⊹✿ ✿⊹⊱------—
С чего начать разговор о творчестве Льва Сморгона? Кажется, за 93 года жизни он успел побывать и скульптором с узнаваемым творческим почерком, и мастером художественного фарфора, и создателем ста двадцати игрушек, горячо любимых советскими детьми, а теперь и коллекционерами. Он родился в 1929 году, в Ленинградской области — художником. Даже в годы войны, находясь в эвакуации в интернате, рисовал — постоянно, в любую свободную минуту. Да и "несвободные" минуты использовал для творчества. Стенгазеты, иллюстрации... Даже письма он разрисовывал, не довольствуясь только описанием событий. Окончил архитектурно-художественное училище. В начале 50-х работал на восстановлении вокзалов в Выборге и Пскове. Он был простым рабочим, делал то, чему его учили, и то, что любил — работал руками. Однако истосковался по культурной жизни.
С большим трудом ему удалось вернуться обратно в Ленинград — начальство не желало расставаться с таким хорошим работником. А за самовольный невыход на работу в то время можно было оказаться в тюрьме. Вырвавшись из этого "крепостничества" (так Сморгон сам характеризовал трудовые отношения тех лет), он решил найти новое дело по душе. Ему попалась газетная статья о фарфоровом заводе, проиллюстрированная фотографией такой безвкусной и скучной скульптуры, что художник возгорелся идеей немедленно пойти на производство и совершить там революцию. Так в 1954 году Лев Сморгон пришел работать на Ленинградский опытный завод "Фарфор". Памятник женщинам-бойцам МПВО, драматичный и трогательный одновременно; узнаваемая фарфоровая лисичка, за которой теперь охотятся поклонники советской малой пластики; целлулоидные малыши и гимнастки, которые были в детстве практически у каждого... Всё это — творения одного и того же человека, художника Льва Сморгона.
* * *
С фарфором у Сморгона сложились особые отношения. Он досконально изучил все тонкости его производства — технологические процессы всегда его занимали. Его скульптурная композиция "Новое платье короля" была отмечена Малой серебряной медалью на Всемирном фестивали молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.
Изящная лисичка, сплетничающие дамочки, уличные торговцы... Лаконизм, ирония, виртуозная работа с формой отличали работы Льва Сморгона. Себя молодого он называл "антисоветчиком" — всеми силами художник противился созданию "идеологических" работ. Правда, ему поначалу доставалось и за другое — за "дурной вкус", за формализм... Но со временем то ли он разгадал предпочтения худсовета, то ли они привыкли к его "выкрутасам", и фигурки по эскизам Сморгона заслужили всеобщую любовь.
💫 "Первые модели ну никак не проходили через художественный совет — просто всё было мимо. Когда художник Сергей Орлов, сидя за длинным просмотровым столом, увидел моего "Власа, лентяя и лоботряса", который был героем поэмы Маяковского, но при этом двоечником, он сказал: "Смотрите, какая наблюдательность — пуговицы застёгнуты на разные петли, портфель расстёгнут, пятно, дескать, он неряха. Но како-о-о-ой дурной вкус!" И запустил, как по льду, по полированной столешнице мою скульптуру к другим членам худсовета, которые так же виртуозно перекидывали фигурку и дружным хором присоединились: "Да, дурной вкус! Никуда не годится". А я стоял перед ними навытяжку: всё понял, переделаю. И я действительно его переделал — во-первых, я им верил, потому что они были вдвое-втрое меня старше, а во-вторых, мне было нужно, чтобы работы хорошо продавались, — в этом я видел тогда успех. Но сначала придумал "Девочку с метёлочкой". Я решил: "Вы меня не принимаете, потому что я такой лихой. Хорошо, я вам сделаю то, что вам надо, — вот вам девочка с метёлочкой, мамо-о-о-очкина помо-о-о-о-ощница". Её встретили с одобрением — и пошло-поехало. Спустя два-три года я являлся на худсовет и там говорили: "Ура, Сморгон пришёл!" Так появились мои "Сплетницы", "Набулся — наделся", "Платье голого короля". Фарфоровые скульптуры выпускались с расчётом в основном на интеллигенцию, и тиражи были небольшие — несколько тысяч экземпляров. Поэтому теперь мои работы редкость даже в антикварных магазинах".
Однако в семидесятые годы в творчестве и мировосприятии Льва Сморгона случился перелом. Он ощущал, что потерял себя, свою индивидуальность, свой путь. Требования рынка, необходимость продавать работы, ориентироваться на художественные советы, покупателей, идеологию стали, в конце концов, невыносимыми для него. Под влиянием Владимира Волкова, продолжателя идей русских авангардистов, он принял решение "уйти с прилавка" и уехал на Урал, где когда-то начал свой творческий путь — тогда, в эвакуации, в интернате. Там он начал экспериментировать со скульптурой, преследуя исключительно стилистические, композиционные, "формальные" цели, искал новый художественный язык. Вернулся он не другим человеком — но другим автором.
Самая известная его работа позднего периода творчества — это памятник женщинам-бойцам МПВО в Санкт-Петербурге, созданный в соавторстве с архитектором Игорем Матвеевым. Другое его название — "Ангел-хранитель Ленинградского неба". На стене дома изображён луч прожектора, а на металлической балке стоит хрупкая женская фигурка, чей взгляд устремлён в небо.
Работая с бронзой и камнем, Лев Сморгон создал скульптурные портреты русских поэтов и множество символичных композиций. Не обошлось и без Ленина — правда, на бюстах вождя художник отрабатывал новые приёмы.
Однако между фарфоровым королём и памятником женщинам-бойцам МПВО был двадцатилетний период работы над созданием игрушек.
Лев Сморгон был одним из первых дизайнеров игрушек в СССР. В 1955 году друг, работавший на пороховом заводе, предложил ему попробовать себя в этом деле — ведь отходом производства пороха был целлулоид, и хороший скульптор мог бы предложить пару-тройку идей. В дальнейшем Сморгон сотрудничал с ОХК, "Ленигрушкой", "Промигрушкой" и различными артелями. В основном он проектировал дизайн и затем разрабатывал формы для отливки целлулоидных игрушек. Многие его персонажи вдохновлены реальными людьми — например, любопытный "Володька" списан с родного племянника. Часть игрушек Сморгона — монолитные, но большинство подвижны благодаря системе шарниров и резинок. Надо сказать, что эти крепления отличались большой прочностью и позволяли достаточно легко починить игрушку, чего не скажешь о современных "шарнирках".
Ему казалось, что работа с игрушками полностью лишена идеологической подоплёки, что никто не будет бить его по рукам и навязывать темы. Но случались у него и конфликты с художественным советом. Например, яркую красотку Клеопатру признали слишком эротизированной. Зато теперь исчезающе редкие экземпляры Клеопатры — желанная добыча для коллекционеров советской игрушки. А Сморгон и сам вошёл в состав худсовета — его авторитет ни на миг не подвергался сомнению, а с решениями никто не смел поспорить.
Последнюю игрушку Лев Сморгон сделал в 1972 году. Не то чтобы он разочаровался в своей работе — скорее почувствовал себя ненужным. Появились новые технологии производства, которым не соответствовали его творческие приёмы. Он стремился сделать игрушку искусством — так и сегодня воспринимаются его гимнастки, медвежата и целлулоидные шалуны. Сегодня он продолжает работу как скульптор и живописец. И если его живописные эксперименты в семидесятые годы встречали только критику, сегодня они вызывают исключительно восхищение.
_________
🔎 Живопись и скульптуры Л. Сморгона:
https://obtaz.com/didi_smorgon_01.htm
#Библиотеки_Прошлого_архивы
#Библиотеки_Прошлого_ЖЗЛ