В 1928 году на углу 2-й Красноармейской и Московского проспекта появилась артель игрушек имени Рубена. Накануне Великой Отечественной войны её переименовали в «Ленигрушку», но по злой иронии судьбы несколько лет в артели изготавливали вовсе не игрушки, а ватники, штаны, маскхалаты и прочие текстильные атрибуты военного времени.
После 1945-го «Ленигрушка» вновь вернулась к своей специализации. Однако в 1950-е выяснилось, что ситуация с технологиями и дизайном игрушек была повсеместно удручающей. Это в огромной-то стране-победительнице! Кукол делали едва ли не так же, как и столетие назад — по надоевшим всем образцам да ещё и из устаревших материалов (из древесно - опилочной массы, например). В артели в качестве и скульптора, и формовщика работал один человек, которого все называли Васильич.
Кто знает, как бы сложилась судьба «Ленигрушки», если бы не случилось необыкновенное — в артель один за другим пришли два талантливых мастера. Оба — со звучным именем Лев. И мир советской игрушки уже никогда не был прежним.
Лев Самсонович Разумовский — коренной ленинградец. Блокада застала его подростком, а в 1943 году он ушёл на фронт и получил страшное ранение: ему оторвало левую руку. Но никуда не делась юношеская мечта стать скульптором, и Разумовский вопреки всему поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище. Его дипломную работу «Лётчик» установили в Московском парке Победы, а многие из других его работ хранятся в частных коллекциях в России и за границей.
Молодой художник проникся работой на «Ленигрушке»: ему важно было заинтересовать ребёнка и создать момент сотворчества. Так одним из первых появился доктор Айболит в виде неваляшки, а затем и весёлые яркие клоуны, Тянитолкай, перчаточные персонажи из «Незнайки», разные животные, наделённые характером. Да, та самая обезьянка с лапками-крючками — тоже творение Разумовского. Движущиеся руки, ноги, носы, ботинки — это очень привлекало детей, которым всегда было важно не просто держать куклу в руках, но и общаться с ней.
Новых кукол расхватывали в магазинах моментально. Одной из самых любимых у советских детей игрушкой был Карлсон (его выпускали вплоть до 1990-х). К слову, сама Астрид Линдгрен пришла от него в восторг. Скульптор приезжал к ней в Стокгольм, а шведская газета разместила фото писательницы с игрушками, подписав его так: «Астрид Линдгрен читает вслух „Пеппи длинный чулок“, изданную в СССР, для двух советских Карлсонов с рыжими волосами».
Всего Разумовский создал 120 моделей, из них 80 выпускали массовыми тиражами. Художник посвятил игрушкам 20 лет. Его коллега Лев Сморгон пришёл в «Ленигрушку» немного позже. Совершенно не конкурируя с другим Львом, он создал образы, каких раньше в СССР не было. Это были самые разные целлулоидные куклы новой формы, каждая из которых имела свой характер.
Минимум деталей, но чёткая геометрия, большие синие глаза и особое выражение лица (которое, кстати, у некоторых менялось при вращении головы — такое вот ноу-хау мастера). Всё это воплотилось в дяде Стёпе, знаменитых гимнастках и, конечно, Володьке: его выпускали в разных, как сейчас сказали бы, луках. Прообразом куклы, кстати, был племянник Сморгона.
В 1970-е скульпторы ушли из «Ленигрушки». Как уже много позже пояснил Лев Сморгон в одном из интервью, на фабрику пришли новые технологии. Если целлулоидных куколок до этого изготавливали отдельно, маленькими тиражами, то станки уже могли почти моментально выпускать сразу с два десятка рук, ног и голов.
«Как мастер я стал просто не нужен», — сказал скульптор. Необычные и новаторские игрушки, больше похожие на произведения искусства, советское массовое производство уже не интересовали, да и сами мастера стремились к чему-то большему, чем кукла.
Но было бы несправедливо не упомянуть ещё об одном мастере «Ленигрушки», которая, кстати, училась вместе со Львами. Это Марианна Мотовилова. На фабрику она устроилась в начале 1960-х, и все узнаваемые куклы- девочки и куклы-сказочные героини — её творчество. Как раз тогда «Ленигрушка» начала производить кукол из полиэтилена, и новые образы были очень кстати. Поначалу модели были более тонкими и хрупкими, позже они окрепли внешне, но сохранили изящность и миловидность. Советским девочкам сразу пришлись по душе Даши, Маши, Веры, Оли, Кати...
Помимо кукол в разных нарядах Марианна Мотовилова создала серию моделей в национальных костюмах, а её рыжий Антошка с хитрецой в глазах переодевался то в красноармейца, то в моряка, то в спортсмена. И уж конечно нельзя пропустить школьниц в форме и белых фартуках — идеальный тогда подарок ученицам маленьким и не только. Мастер проработала на фабрике до конца 1970-х.
Что же стало с «Ленигрушкой»? Ещё в 1968 году на её базе объединили несколько производств, включая фабрику ёлочных украшений. 1982 году завод, теперь уже носивший название «Пластмассы», был признан в числе лучших производителей пластмассовой продукции в г. Ленинграде и Ленинградской области с численностью персонала более двухсот человек и с наилучшими показателями условий труда и отдыха на территории завода.
После распада Советского союза на волне коммерциализации государственных объектов производств пластиковых игрушек продолжила фабрика «Орбита», просуществовавшая до конца 1990-х годов и позднее трансформировавшаяся в ЗАО «Пластмастер» с дочерним юридическим лицом ООО «Пластмассы» и торговой маркой «Плэйдорадо».
На данный момент, ЗАО «Пластмастер» производит пластмассовые игрушки в виде различных кукол и аксессуаров к ним, фигурок животных, а также одну из отечественных фэшн-кукол Кристи, созданных еще в 1990-е годы на фабрике «Орбита» при участии Всероссийского научно-исследовательского института изделий для детей, расположенного в г. Загорск (ныне г. Сергиев Посад, Московская обл.).
Впрочем, ценители, коллекционеры и просто ностальгирующие покупают кукол «Ленигрушки» на интернет-аукционах и барахолках и делятся на форумах секретами реставрации: меняют резинки, на которых держатся руки и ноги, приводят в порядок волосы, восстанавливают аутентичную одежду и шьют новую. Так взрослые сохраняют кукольную историю.
Вся информация взята из открытых источников.